СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Закрепление правильного произношения звуков в домашних условиях

Желательно проводить занятия сис­тематически, не менее трех раз в неделю. Длительность одного занятия не должна превышать 30 минут. Вот возможный план такого занятия:

— артикуляционная гимнастика — 5—7 минут;

— отработка звука (постановка, работа над речевым материа­лом) — 10 минут;

— пальчиковая гимнастика, отдых — 2-3 минуты;

— отработка звука (пос­тановка, работа над речевым материалом, раскрашивание) — 7-15 минут.

Эта схема лучше всего подходит для 5-6-летних де­тей. Если же занимается 4-летний ма­лыш или ребенок с ослабленной нервной системой, занятие можно сократить до 15-20 минут.

Очень полезны наряду с такими заня­тиями короткие по времени упражнения, например, повторение артикуляционной гимнастики или выученных ранее стихот­ворений. Место и время для этого можно выбирать любые.

Перед началом занятий создайте ребенку положительный эмоциональный настрой. Если ваш малыш,  по какой-либо причине не хочет заниматься, отложите занятия до более удобного для него времени.

Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно.

Автоматизацию правильного звукопроизношения рекомендуется проводить в определенной последовательности:

1.Развивайте артикуляцию.

  1. Научитесь произносить звук изолированно (звукоподражание «рррр….», «жжжж….», звуковая дорожка «п-т-к», «с-з-ж» и др.).
  2. Произносите звук в слогах (са-со-су-сы» и т.д.).
  3. Закрепите произношение звука в словах («сом», «оса», «насос»).
  4. Выучите предложения или пословицы, скороговорки («У осы не усы, не усищи, а усики»).
  5. Отрабатывайте произношение звука в разговорной речи:

По грибы ходила Алла. Гриб красивый выбирала. Собрала как на подбор: что ни гриб – то мухомор.

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Выполнение комплекса артикуляционных упражнений для свистящих, шипящих, сонорных звуков (примеры).

Улыбнуться, показать сомкнутые  зубки.

Удерживать губы в таком положении  до счёта десять, затем вернуть губы в исходное положение.

«Трубочка»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и  «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.

Улыбнуться, открыть ротик. Тянуться язычком попеременно — то к левому уголку ротика, то к правому.

«Часики»

 

  Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу. Нижней губой стараться язык не поддерживать.

    «Вкусное варенье»

   Для большей эффективности занятий необходимо создать благоприятные ус­ловия.    Во-первых, подготовьте ребенка психологически к будущей деятельнос­ти. Объясните ему, почему надо учиться говорить правильно. Настройте его на дол­гую, трудную, но интересную работу. Во-вторых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и последующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть свое лицо полностью. Будет еще лучше, если Вы сядете с ним вдвоем перед большим зеркалом.

Помните, что поставленные  звуки требуют

постоянного закрепления в речи!

   У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы.

   В таком случае не фиксируйте внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это у вас тоже не получалось.

Используйте дыхательные упражнения, вырабатывающие длительную и точно направленную воздушную струю, необходимую для произнесения звуков. Подойдут упражнения «Футбол», «Буря в стакане» и др.

  Обязательно развивайте мелкую моторику. Используйте игры с прищепками, пуговицами…

 При работе над автоматизацией звуков можно использовать разнообразные лото, открытки, фотографии, а так же создайте альбом вместе с ребенком по мере продвижения от звука к звуку.

   Следует помнить о том, что картинки и тексты должны отвечать возрасту ребенка.

                                                                            Логопед Татьяна Шевнина