КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ И КАК С НИМИ РАБОТАТЬ???

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШЕГАРСКОГО РАЙОНА

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«РУКА В РУКЕ»

— кто же такие волонтеры?

— направлении  деятельности волонтеров

— почему люди становятся волонтерами?

— с чего начинается волонтерские движение?

— как организовано волонтерские движение?

— функции волонтеров в профилактической работе и работе с молодежью?

— кто может стать волонтером?

— сколько времени работают волонтеры?

— кто организовывает работу молодежи в волонтерском движении?

— как привлечь волонтеров? Как набирают в волонтеры?

— как удержать волонтеров?

— какие существуют способы поощрения волонтеров?

-что нужно для работы волонтеров?

— девушки или юноши чаще становятся волонтерами?

— цели волонтерской деятельности.

Принципами волонтерской деятельности являются:

Права волонтера

Обязанности волонтера

Права координаторов проекта

Обязанности  координаторов проекта

КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?

Слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

Волонтеры — это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества.

Волонтер — это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.

Волонтер — существо будущего, гражданин мира, шанс человечества на выживание.

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Мы называем волонтерами непрофессиональных добровольных помощников которые  помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.) Как правило, наши волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь).

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ

В последние несколько лет в российском волонтерском движении произошли изменения в направлении деятельности волонтеров. Сейчас большинство волонтерских движений делится на пять групп:

  •     Первая (самая многочисленная) — профилактическая работа по борьбе с    ВИЧ/СПИДом, заболеваниями, передающимися половым путем;
  •     Втораяработа с определенными категориями населения, которые выбирают сами волонтеры, оказывая помощь, в основном, одной из них (чаще, это инвалиды и дети из неблагополучных семей, пенсионеры);
  •     Третья (новое направление) — просветительская деятельность, направленная на формирование культуры здорового образа жизни, работа проводится с теми категориями населения, которых волонтеры могут заинтересовать и способствовать формированию у них культуры здорового образа жизни
  • Четвертая спортивный  волонтёр- это организация спортивных мероприятий
  •  Пятая  Фандрайзинг – это искусство добиваться того, чтобы люди давали вам то, что вы хотите, где хотите и когда хотите для достижения поставленной  вами цели.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

Причины могут быть разными, и вот основные:

  • Самое главное — ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
  • Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.
  • Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
  • Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
  • Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Автор обращает внимание, что безвозмездности как таковой не бывает, волонтер все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно — волонтер в настоящем его понимании работает не ради денег. Но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.
  • Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
  • Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии — журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
  • Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами — то это выход. Если чувствуешь себя никчемным замухрышкой — иди в волонтеры, там можно изменить ситуацию. Есть проблемы с общением — иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.
  • Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это волонтерское движение.
  • Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.
  • Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и… оригинальность.
  • Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ — поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т.п.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов.

Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

КАК ОРГАНИЗОВАНО ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Разнообразие форм и систем волонтерских движений может поразить воображение.
Но в основном все формы организации можно разделить на несколько весьма условных групп.

  1. «Команда» — группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работ. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором участников группы является общение в хорошей компании. Многое также зависит и от лидера «команды».
  2. «Агентство» — независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, агентство имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия.
  3. «Система» — объединение команд, агентов, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации имеет финансовую поддержку, офис, документацию, а порой и официальную регистрацию.

ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРОВ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Использование волонтеров возможно во множестве сфер деятельности:

  • Проведение профилактических занятий или тренингов.
  • Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
  • Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
  • Первичное консультирование и сопровождение.
  • Подготовка других волонтерских команд и участников.
  • Работа с закрытыми группами (наркозависимые, проститутки, военнослужащие, дворовые тусовки).
  • Творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов.
  • Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
  • Экспертная деятельность по оценке качества услуг.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ?

Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста). Так что в принципе никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.

В профилактической работе наиболее хорошо
себя зарекомендовали 4 группы:

  1. Старшеклассники, учащиеся колледжей (профзаведений);
  2. Студенты вузов;
  3. Медицинские работники, психологи, педагоги, социальные работники, социологи;
  4. Сотрудники общественных организаций.

Потенциально, помимо перечисленных категорий, мволонтерами могут стать:

  1. Родственники, знакомые, друзья;
  2. Друзья родственников, друзей и знакомых;
  3. Участники проведенных тренингов;
  4. Молодежь, приглашенная в рамках информационной кампании;
  5. Посетители подростковых и молодежных клубов.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮТ ВОЛОНТЕРЫ?

От 1 дня до 5 лет. Одни могут прийти 1 раз и уже больше никогда не появиться. Другие работают от 6 месяцев до 2 лет и, как правило, получив то, что хотели, уходят, так как у них появляются другие интересы, проблемы и новые перспективы. Есть и те, кто работает более 3–5 лет.  Потому что через 3–5 лет волонтер, посвящающий все свое свободное время интересному для него делу, становится профессионалом и, как правило, начинает работать в организации уже как специалист.

Уход волонтеров — процесс необратимый. Кому-то стало интересней в другом деле, кто-то уехал, обзавелся семьей, нашел работу. Но  ничто не проходит бесследно, и существует феномен возврата. Люди, снимая с себя тяжкое бремя волонтера, уходят учиться, работать, заниматься семьей. Но проходит время, и один за другим многие из них приходят помогать, отдавая свои силы и часть своего времени на благое дело. Поэтому главное, чтобы, уходя, волонтеры чувствовали, что им будут всегда рады.

 КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

Руководители молодежных, общественных организаций, медицинских учреждений, учебных заведений, работающие в них инициативные специалисты, сотрудники фондов — все те, кто заинтересован в расширении и улучшении работы с молодежью.

 

КАК ПРИВЛЕЧЬ ВОЛОНТЕРОВ? КАК НАБИРАЮТ В ВОЛОНТЕРЫ?

В самом вопросе «Как привлечь волонтеров?» содержится намек на ответ. Вначале сделайте так, чтобы ваша команда или движение были привлекательными. Нужны приманки, например, форма, полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное — ядро вашего движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти, и идти было бы весело.

Необходима информационная кампания (распространение информации) о волонтерском движении. Обычно привлечение волонтеров происходит через:

  • Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки). Наборы из групп клиентов или участников тренингов.
  • Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.
  • Проведение всевозможных акций.
  • Приглашения через друзей и близких.

Если информация направлена на людей, совсем далеких от профилактики, есть несколько «вкусных наживок» для молодежи:

  • Значимость предлагаемого.
  • Общение и времяпрепровождение.
  • Карьерный рост и улучшение своего социального положения (ты будешь круче других).
  • Слава и известность.
  • Юмор.
  • Дух свободы: приходи, не понравится — уйдешь!
  • Опыт предыдущих: показать, как здорово все сделали до них и как можно сделать еще круче.
  • Всевозможные незначительные материальные блага (например, сувениры, пока ничем не обоснованные), то есть халява.
  • Внедренная мысль о том, что если ты не волонтер — с тобой что-то не так.

Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются чуть поз же, когда люди уже включаются в деятельность.

КАК УДЕРЖАТЬ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Доверие. Если тебе доверяют, значит, уважают и ценят! Доверяйте волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, вы все будете очень довольны.
  • Понимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности.
  • Карьерный рост. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.
  • Новая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности, и чем больше вы предоставите таких возможностей, тем интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия, попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.
  • Перспектива. Например, возможность получения рабочего места в организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для поступления в вуз или получения работы, получение премии.
  • Поощрения.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Похвала. Но помните, что главное в похвале — своевременность и объективность, иначе она становится лестью.
  • Доска почета на видном месте.
  • Вручение грамоты.
  • Благодарственное письмо на место работы, учебы или родителям.
  • Личная благодарность от известного человека (представителя администрации города или звезды).
  • Присвоение очередного звания, должности.
  • Знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение.
  • Представительство на конференции, выставке.
  • Наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении.
  • Поручение ответственных работ.
  • Публичное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей, или вручение чего-либо при большом стечении народа.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ?

  • Помещение. Как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом.
  • Поддержка. Ничто так не разваливает волонтерские группы, как пренебрежительное к ним отношение и скептицизм в отношении их деятельности. Ребята это быстро понимают и уходят. Отношение к волонтерам должно быть таким же уважительным, как к сотрудникам. Многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. В составе волонтерской группы должен быть взрослый участник или руководитель, способный решать проблемы «взрослого характера».
  • Обучение. Иначе вопросы: «Зачем заниматься этой деятельностью и как это делать?», — останутся без ответа.
  • Материальное обеспечение. Рано или поздно материальные затраты все же потребуются. При работе волонтеров они минимальны, но есть. В основном это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт.

ДЕВУШКИ ИЛИ ЮНОШИ ЧАЩЕ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?

К сожалению, в большинстве случаев, девушки. Соотношение 3 к 1. Возможно, это связано с тем, что волонтерская деятельность связана во многом с преподаванием и общением с людьми, а это считается «женским уделом». Однако если посмотреть соотношение оставшихся через 2 года, то пропорция может уже быть 1 к 1.

Цели волонтерской деятельности

  • содействие и помощь в достижении целей и задач Клуба, направленных на улучшение жизни детей-сирот;
    • помощь нуждающимся в нашей поддержке детским учреждениям;
    • содействие в проведении социально-значимых мероприятий, направленных на напоминание обществу о существующей проблеме;
    • оказание социальной поддержки и защиты граждан;
    • приобретение новых знаний и навыков;
    • возможность полноценно развивать свой персональный творческий потенциал и уверенность в себе;
    • поиск и поддержка единомышленников;
    • неформальное общение, новые увлекательные знакомства.

    Волонтерская деятельность является одним из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 7 июля 1995 г.

          Принципами волонтерской деятельности являются:

  • солидарность (деятельность волонтера направлена на достижение общих целей и не противоречит его принципам);
    • добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);
    • вовлеченность в проекты (мы все — одна команда);
    • безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельностью);
    • добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);
    • законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ).

Права волонтера

Волонтер имеет право на выбор того вида деятельности, в котором он компетентен и который считает для себя наиболее важным и интересным.

Волонтер имеет право на своевременное получение исчерпывающей информации о проводящихся акциях и о работе проекта.

  1. Волонтер имеет право на внесение своих предложений по работе участников проекта и на обязательное рассмотрение и обсуждение этих предложений.
  2. Волонтер может отказаться от участия во всех акциях или от выполнения определенного вида работ, предварительно поставив об этом в известность координаторов проекта (администраторов и кураторов).
  3. Волонтер имеет право на уважительное и доброжелательное отношение к себе других участников проекта, на признание и справедливую оценку его труда.
  4. Каждый волонтер имеет право в любой момент прекратить свою деятельность в рамках проекта. Однако приветствуется постоянное и регулярное участие в акциях. Дети очень ценят наше общение и нуждаются в нем. Внезапное «исчезновение» того, кого они считали своим другом, причиняет им боль. Если Вы не чувствуете себя готовым к постоянной волонтерской работе, лучше повременить.

Обязанности волонтера

  1. Волонтер обязан соблюдать законодательство Российской Федерации.
  2. Волонтер обязан осуществлять свою деятельность добровольно и безвозмездно.
  3. Волонтер не имеет права вести среди воспитанников детских домов и интернатов политическую или религиозную пропаганду, а также рекламную деятельность.
  4. Волонтер обязан уважительно относиться к другим участникам проекта, к дирекции и персоналу учреждений, с которыми ведется сотрудничество, а также к самим воспитанникам детских домов и интернатов.
  5. Деятельность волонтера не должна препятствовать осуществлению благотворительных акций и не может быть направлена на дискредитацию проекта.
  6. Волонтер обязан согласовать все свои действия в рамках проекта с координаторами. Все действия в рамках конкретной акции в обязательном порядке обсуждаются с координатором, ответственным именно за эту акцию.
  7. Волонтер не имеет права размещать информацию о деятельности проекта в СМИ без согласия координаторов проекта и партнеров, а также размещать в любых публичных информационных ресурсах фотографии и сведения о воспитанниках детских домов и интернатов без согласия органов опеки.
  8. Денежные средства, жертвуемые на нужды проекта, необходимо передавать лично в руки администраторам и кураторам проекта, а также ответственным волонтерам (по согласованию с администраторами и кураторами) либо переводить на банковский счет (реквизиты указаны на сайте). За деньги, технику или другие ценные вещи, переданные третьим лицам, администрация проекта ответственности не несет.
  9. Волонтер обязан подчиняться указаниям дирекции и персонала тех учреждений, в которых ведется работа.
  10. Волонтер не может приступить к самостоятельной организации мероприятий по непосредственной работе с детьми (проведение мастер-класса, конкурса или игры, подготовка выступления детского творческого коллектива, сопровождение детей в экскурсионной поездке и под.) до предварительной встречи с координаторами и обязательной ознакомительной поездки к детям в качестве помощника волонтеров. Подготовка и проведение самостоятельных акций без согласования с координаторами проекта запрещена.
  11. Если дети просят у волонтера деньги под любыми (даже самыми благовидными) предлогами, волонтер не имеет права давать детям даже самые маленькие суммы. В случае, если волонтер считает, что ребенок в данный момент действительно остро нуждается в деньгах, он обязан описать ситуацию куратору проекта и посоветоваться с воспитателями.
  12. Волонтёр не имеет права разглашать полученную им конфиденциальную информацию о лицах или семьях, которым оказывается помощь (за исключением случаев, когда речь идёт о безопасности для жизни и здоровья людей: например, волонтёр получает сведения о жестоком обращении с детьми). Равным образом волонтёр обязан хранить все обсуждения в тематических разделах (в первую очередь в адресной помощи) втайне от тех, кому предназначена эта помощь. В обсуждениях и действиях просьба придерживаться общепринятых норм морали и этики.

Права координаторов проекта

  1. Координаторы проекта имеют право требовать от волонтеров отчета о проделанной работе.
  2. Координаторы проекта имеют право принимать решения о начале и окончании проводимых акций и мероприятий, определять цели и задачи мероприятий и разъяснять эти цели и задачи участникам проекта.
  3. Координаторы проекта имеют право окончательного решения в спорных и конфликтных ситуациях между участниками проекта.
  4. Координаторы проекта имеют право приостановить или прекратить деятельность волонтера в случае систематического нарушения им правил поведения и невыполнения им своих обязательств. Вопрос о приостановке или прекращении деятельности волонтера решается на совместном обсуждении координаторов и участников проекта.
  5. Координаторы проекта имеют право принять решение о приостановке или полном прекращении работы проекта в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, война, революция) или в случае общего признания неэффективности и нецелесообразности осуществления волонтерской деятельности. Подобное решение принимается на коллективном совещании участников проекта.

Обязанности координаторов проекта

  1. Координаторы проекта обязаны своевременно предоставлять участникам всю информацию о деятельности проекта.
  2. Координаторы проекта обязаны осуществлять связь между волонтерами и детскими учреждениями, в которых ведется работа.
  3. Координаторы проекта обязаны организовать четкое и слаженное взаимодействие между всеми участниками проекта.
  4. Координаторы проекта обязаны следить за выполнением участниками проекта их обязательств, а также гарантировать реализацию их прав.
  5. Координаторы проекта несут ответственность за деятельность работающих под их руководством волонтёров и обязаны своевременно реагировать на нарушения правил или потенциально опасные действия со стороны волонтёров.
  6. Координаторы проекта обязаны разрешать спорные и конфликтные ситуации, возникающие между участниками проекта при осуществлении волонтерской деятельности.
  7. Координаторы проекта не имеют права игнорировать предложения участников проекта и обязаны выносить эти предложения на коллективное обсуждение.