Закрепление правильного произношения звуков в домашних условиях
Желательно проводить занятия систематически, не менее трех раз в неделю. Длительность одного занятия не должна превышать 30 минут. Вот возможный план такого занятия:
— артикуляционная гимнастика — 5—7 минут;
— отработка звука (постановка, работа над речевым материалом) — 10 минут;
— пальчиковая гимнастика, отдых — 2-3 минуты;
— отработка звука (постановка, работа над речевым материалом, раскрашивание) — 7-15 минут.
Эта схема лучше всего подходит для 5-6-летних детей. Если же занимается 4-летний малыш или ребенок с ослабленной нервной системой, занятие можно сократить до 15-20 минут.
Очень полезны наряду с такими занятиями короткие по времени упражнения, например, повторение артикуляционной гимнастики или выученных ранее стихотворений. Место и время для этого можно выбирать любые.
Перед началом занятий создайте ребенку положительный эмоциональный настрой. Если ваш малыш, по какой-либо причине не хочет заниматься, отложите занятия до более удобного для него времени.
Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно.
Автоматизацию правильного звукопроизношения рекомендуется проводить в определенной последовательности:
1.Развивайте артикуляцию.
- Научитесь произносить звук изолированно (звукоподражание «рррр….», «жжжж….», звуковая дорожка «п-т-к», «с-з-ж» и др.).
- Произносите звук в слогах (са-со-су-сы» и т.д.).
- Закрепите произношение звука в словах («сом», «оса», «насос»).
- Выучите предложения или пословицы, скороговорки («У осы не усы, не усищи, а усики»).
- Отрабатывайте произношение звука в разговорной речи:
По грибы ходила Алла. Гриб красивый выбирала. Собрала как на подбор: что ни гриб – то мухомор.
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Выполнение комплекса артикуляционных упражнений для свистящих, шипящих, сонорных звуков (примеры).
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки.
Удерживать губы в таком положении до счёта десять, затем вернуть губы в исходное положение.
«Трубочка»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Улыбнуться, открыть ротик. Тянуться язычком попеременно — то к левому уголку ротика, то к правому.
«Часики»
Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу. Нижней губой стараться язык не поддерживать.
«Вкусное варенье»
Для большей эффективности занятий необходимо создать благоприятные условия. Во-первых, подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Объясните ему, почему надо учиться говорить правильно. Настройте его на долгую, трудную, но интересную работу. Во-вторых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и последующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть свое лицо полностью. Будет еще лучше, если Вы сядете с ним вдвоем перед большим зеркалом.
Помните, что поставленные звуки требуют
постоянного закрепления в речи!
У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы.
В таком случае не фиксируйте внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это у вас тоже не получалось.
Используйте дыхательные упражнения, вырабатывающие длительную и точно направленную воздушную струю, необходимую для произнесения звуков. Подойдут упражнения «Футбол», «Буря в стакане» и др.
Обязательно развивайте мелкую моторику. Используйте игры с прищепками, пуговицами…
При работе над автоматизацией звуков можно использовать разнообразные лото, открытки, фотографии, а так же создайте альбом вместе с ребенком по мере продвижения от звука к звуку.
Следует помнить о том, что картинки и тексты должны отвечать возрасту ребенка.
Логопед Татьяна Шевнина