Зоны развития, или где что лежит.

            Лучшие учителя для ребенка- это его родители. Для малыша мама и папа-образец, которому он подражает в процессе познания жизни. Он копирует их действия, взаимоотношение, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни. Чему то не научили, пропустили в связи с рутиной жизни, получите ответ в старости, кого обвинять кому жаловаться? Но на этой страничке поговорим о зонах практической жизни каждого ребенка. Как и чему можно научить ребенка .
               Метод развития Монтессори выделяет пять зон развития ребенка.

                            Первая это зона практической жизни.
                           Цель этих занятий –помочь ребенку научиться заботиться о себе. Уроки для малышей просты для нас: налить воду из крана, открыть дверь и закрыть, правильно поздороваться, вытереть руки и лицо. Научить ребенка пользоваться застежками на курточке, свитере, завязывать шнурки.       На моем опыте в занятиях с детьми  даже школьники 10-12 лет не могут пользоваться шнурками на обуви, на вещах так и будут проводить время от школы до дома с развязанными шнурками, ответ простой, не научили дома. Кроме того дети не умеют поставить кружку на стол, тарелку все просыпается, проливается, Кто в этом виноват ?
          Очень часто слышит ребенок: « уйди я сама сделаю быстрее» , но к сожалению потом будет поздно… Ребенок должен услышать другие слова: «Ты такой у меня большой и прекрасно справляешься с этой задачей», а мама должна показать, как правильно пользоваться тем или иным предметом. Так же используются упражнение переливания, пересыпания и сортировка предметов- все, что развивает движения руки является подготовкой к освоению письма и чтения. Очень важно, что он сделает это самостоятельно. Дома имеется столько возможности помочь мамочке, что сами не заметите, как ваш ребенок выполнит ваше задание и не забудьте сказать простые слова «спасибо, ты мне так сегодня помог».
                 Зона сенсорного развития.
         Это зона развития учит ребенка различать температуру: трогая лед, теплую воду, жарко на улице или холодно. Игра на музыкальных инструментах поможет различать их звучание. Обычно дети любят нюхать, это дети знакомятся с многообразными запахами. В этой зоне ребенок может получить все недостающие ощущения, которых ему недостает в жизни.
         В нашей комнате Монтессори имеется «сенсорная дорожка», где дети наслаждаются ходить ножками по камушкам, стеклу, травке, даже умудряются посидеть, полежать, попрыгать, побегать. Ребенок учиться различать высоту,(высокий дом) длину,(длинная аллея) цвет ,(до3-х лет основные цвета) звучание, запах, форму различных предметов. Это все можно сделать и в домашних условиях. Небольшие картонные коробки с небольшими бортиками можно заполнить свежей травкой, песком, камушкам, водичкой, и ваш ребенок получит наслажденья и восторг. А ваши баночки из под использованных кремов, духов и прочих не нужных вам емкостей подарите это удовольствие вашему сокровищу, некоторое время вы можете заниматься спокойно вашими домашними делами.
                         Математическая зона.
         Здесь не нужно много премудростей. Все материалы находятся у вас под рукой, позволяющие обучить ребенка основам математике. Ребенок живет в подготовленной среде. Не думайте, что это рано и не к чему. Посчитайте с ним ложки, чашки, карандаши , кубики или другие предметы, которые находятся в поле зрения вас и ребенка, не забудьте про цвет и форму предмета.
           Можно немного усложнить ваше обучение, если ребенок легко справился с заданием, уберите один предмет или наоборот добавьте. Чтобы он освоил порядковый счет , учить нужно не торопя и не подгоняя его своими подсказками.
           Монтессори-метод учит ребенка мыслить логично и точно, и без труда ваш малыш будет переводить в математические термины уже знакомые ему понятия. Гуляя с ним на улице посчитайте, сколько птичек сидит на заборе? А машин на парковке? Какого они цвета? Пусть не все цифры будут по порядку, но всегда можно не навязчиво вернуться к правильному числовому ряду.
        Немного отступая от своих «умных» строк приведу небольшой пример.
         Моя сестра которая приехала ко мне в гости со своим внучком 6 лет, в разговоре с ней я услышала от нее, что ее внучок целый день сидит дома с планшетом, телефоном, не напрягает никого из родителей, плохо даже кушает продолжает жаловаться мне сестра. Очень обожает чипсы, кириешки, пакетированные «вкусняшки» и т. д. Наблюдая за ним я увидела, что самообслуживания этого «чадо» на низком уровне, речь короткая «купи вот это…» «я это не буду есть» даже в сад не хочет ходить пожаловалась она мне. На мой вопрос «почему»? ответ был прост «в саду ничему не учат ему там не интересно». А, где ему интересно? Он весь измучился в гостях у меня, так как у меня нет компьютера и интернета. Домой поехал самый «счастливый», даже до свидания не сказал. Вопрос для его родителей «что вы взростите»?
                                      Зона языкового развития.
         Эта зона необходима, как и все остальные, здесь расширяется словарный запас ребенка. Не нужно пребывать в длительной разговорной речи удобной для вашего ребенка. Я поясню свои слова. «Куда мы поедем на би-би?», «лапушка ням-ням хочет», и т.д. Родители остановитесь! Вы сами задерживаете речь ребенка, вам так хочется удивляться, смеяться, переводить родственникам его «потешную» речь. Разговаривайте с ним, как со взрослым, уделяйте большое значение развитию мелкой моторики рук, массажу пальчиков, рисование на крупе, песку. Давайте ему рисовать карандашами, пальчиковым краскам, обводить трафареты, раскраски. Это все только на пользу вашему ребенку. Приятно слышать и слушать когда у ребенка четкая правильная речь. И неправильно, когда многие родители перед школой бегут в поисках логопеда, который по их мнению взмахнет «волшебной палочкой» и ребенок заговорит чисто и правильно. Где вы родители были раньше?
       И последняя
                       Зона естественно научного «космического» воспитания .
       Ребенок получает первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействие предметов и явлений, об истории и культуре народов. Гуляя с ребенком на улице, Вы можете не просто дать наглядный урок, но и услышать от него фантастические доказательства о природных явлениях, существование того или иного творческого подхода к предмету. Откуда взялись лужи? цветные листики в саду? А роса на траве? тучки на небе. И на все эти вопросы нужно найти ребенку самому ответ.
          Дорогие родители, будьте доброжелательны с ребенком, как можно меньше говорите ему «не делай», «не надо», «неправильно».Эти слова ни к чему хорошему не приведут. Ваши нотации тоже не помогут добиться хорошего результата. Помогайте детям делать выводы и совершать свои открытия, а не преподносить им все в готовом виде. Ваш малыш должен научиться сам.
        Дайте возможность вашему ребенку посадить и самостоятельно заботиться о любом растении, пусть он ухаживает за ним, наблюдает, поливает, взрыхляет землю — это труд, а я желаю вам больших и маленьких побед с вашим маленьким независимым, талантливым, способным ЧЕЛОВЕЧКОМ. Мне будет приятно, если у вас найдется пара предложений отклика на эту небольшую статью.
          До следующих встреч на этой же страничке.
Педагог Монтессори Шадрина Наталья.