Социализация детей с нарушением речи

#РукаврукеиСлужбапомощисемьеидетям
#РукаврукеАртТехномастерские
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ: Социализация детей с нарушением речи

             Коммуникация и отношения с другими людьми начинают развиваться с раннего возраста. Примерно с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению – это сверстник. Именно потребность в общении с ним является одной из основных потребностей в дошкольном возрасте. В диалоге со сверстниками дети получают неоценимый опыт коммуникации, учатся говорить связно, понятно, задавать вопросы, отвечать, аргументировать свои высказывания и т.д.
              На момент поступления в школу примерно 1/3 всех детей имеет определенные речевые нарушения разной этиологии и степени выраженности, что негативно сказывается на их социализации. Отмечаются не только различные дефекты речи, но и сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей.
                  Для детей с речевыми нарушениями характерно: — недостаток или полное отсутствие инициативы в общении; -более пассивная роль в общении и поведении; — проблемы со сглаживанием конфликтных ситуаций; — отсутствие речевых способов выражения своих мыслей и внутреннего состояния. Проблемы со звукопроизношением отрицательно сказываются не только на развитии речи, но и накладывают сильный отпечаток на личность ребенка. Если же нарушение сильное, то это может привести к серьезным изменениям характера ребенка: он может замкнуться в себе, перестать общаться или вообще говорить.

                  Работа по социализации ведется в следующих направлениях:
                 Сотрудничество с семьей. Оно предполагает мониторинг семьи, вовлечение родителей в образовательную деятельность, а также консультирование и поддержку.
        Логопедические занятия с ребенком, направленные на устранение дефектов речи.         Расширение круга общения.
       Одной из форм социализации ребенка выступает игра. Это не какое-то развлечение, а специальный метод, позволяющий вовлечь детей в творческий процесс, эффективный способ стимулирования их активности.
       Игра – это своеобразная школа социальных отношений, где моделируются различные формы поведения. На практике применяются различные игры, которые способствуют формированию коммуникативных навыков, чувства сплоченности и единства. Эти занятия дают ребенку почувствовать себя частью группы, что очень важно в его социализации.
                 Для развития навыков общения у детей используются:
                Различные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, инсценировки, подвижные и т.д.).               Словесные поручения. К примеру, ребенку нужно попросить тряпку для мытья у помощника воспитателя и отчитаться о выполнении.
             Организация проблемно-речевых ситуаций. Они различны: ребенок только что пришел в новую группу – нужно рассказать о себе, два мальчика поссорились – нужно помирить их и т.д.              Чтение литературных произведений. Выбирать их нужно на основании возраста детей.              Организация совместной деятельности. Совместное украшение комнаты к какому-то празднику, участие всех детей в инсценировках сказок и т.д.
              Коллективные разговоры. Темы бесед могут быть различны, но они должны быть понятны детям, чтобы они могли высказывать свои мысли по тому или иному поводу.
К.Т. 8(38-247) 30-103
Т.Е.Шевнина, логопед Службы помощи семье и детям Шегарского района, руководитель театральной мастерской в проекте ООШРТО «Рука в руке»