СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ТАТЬЯНЫ ШЕВНИНОЙ

#Службапомощисемьеидетям
#СоветылогопедаДисграфия
#РукаврукеШколаразвитияродителей
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ТАТЬЯНЫ ШЕВНИНОЙ
Часть1.
Что такое дисграфия?
Дисграфия – частичное нарушение письма.

            Проявляется в повторяющихся, стойких ошибках, не связанных с применением орфографических правил. Эти ошибки возникают из-за несформированности или нарушения психических функций (двигательных, сенсорных, речевых, нарушения механизмов организации деятельности), обеспечивающих процесс письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет.
         Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости, эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения).
                                              Виды дисграфии.
         Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована. Однако на практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
          Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков. СИМПТОМЫ: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

          Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием. СИМПТОМЫ: замена и искажения букв на письме: графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж); зеркальное написание букв; отрыв элементов букв; лишние элементы (шишки — шишшики).
            Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — в основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. СИМПТОМЫ: на письме проявляется в искажениях структуры слова и предложения; искажения звуко-буквенной структуры слова: пропуски согласных при стечении (диктант — дитант); пропуски гласных (собака — сбака); перестановка букв (тропа — ртопа); добавление букв (таскали — тасакали); пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет); нарушения деления предложения на слова.
Пример:
           Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи. СИМПТОМЫ: неправильное употреблении предлогов, рода, числа; пропуск членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении; искажение морфемного строя слова; замены приставок и суффиксов; нарушение конструкции предложения; изменение падежа, местоимений и числа существительных; нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.
Пример:
         Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении.
СИМПТОМЫ: замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи); замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш); замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш); замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’); замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю); пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного; замена и смешение гласных: о, у, е, и.           Смешанная форма дисграфии — несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
Логопед Т.Е.Шевнина, Служба помощи семье и детям