СОВЕТЫ ОТ ЛОГОПЕДА ТАТЬЯНЫ ШЕВНИНОЙ: ДИСГРАФИЯ, ЧАСТЬ 2

#РукаврукеШколаразвитияродителей
#РукаврукеСлужбапомощисемьеидетям
СОВЕТЫ ОТ ЛОГОПЕДА ТАТЬЯНЫ ШЕВНИНОЙ: ДИСГРАФИЯ, ЧАСТЬ 2
С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфий. («Виды дисграфий» см. часть 1). Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

                           Основные задачи коррекционного обучения:
— Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
— Обучение простым и сложным формам звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
— Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
— Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
— Определение положения звука по отношению к другим звукам.
— Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
— Развитие конструктивного праксиса.
— Развитие мнестических представлений.
— Развитие графомоторных навыков и умений.
— Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
— Дифференциация смешиваемых букв.
— Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
— Развитие языкового анализа и синтеза.
— Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией. речевых навыков.
— Формирование соответствующих предпосылок интеллекта.
— Формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия.
— Формирование навыка поэтапного контроля за процессом и результатом письма.
— Работа над словоизменением
— Работа над предлогами
— Работа над словообразованием
— Обогащение словарного запаса
           Для коррекции можно использовать специальные альбомы и методические рекомендации к ним. Например:

                Примеры упражнений для коррекции акустической дисграфии:
1. Вместо точек вставь слоги ла-ля и прочитай слова. Подчеркни слова, которые можно объединить в одну группу: Ва… ме… Ко… пе… То… пет… ска… топо…
2. Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки – запиши слова правильно: мяшиня зебря скямейкя нана кяпюшон тетряди гразно слакоть зяметкя клакся
3. Прочитай текст и вставь в слова, где необходимо мягкий знак. За малиной. Наступил июл__. Стоит сил__ная жара. Ребята идут в лес__ за грибами и ягодами. На кустах крупные душистые ягоды. Вот Ол__га. Она л__юбит малину. У неё пол__ная корзина ягод__. Никита помогает Ол__ге нести ягоды. К вечеру жара с__пала. Надвинулас__ тёмная туча. Ребята быс__тро бегут__ к дому. Примеры упражнений для коррекции оптической дисграфии:

1. Вставь пропущенные буквы о – а в слова. Составь и запиши из двух столбиков словосочетания: зап…мнил к…нь пл…чет к…шки ск…чет ск…зку ск…рый п…езд сп…ли пл…кса
2. Закончи предложения: допиши слова с буквами б – д:
Ребята набрали в лесу много …
В магазин привезли карандаши и …
Боря сделал игрушки из цветной …
Бобров нашёл под дубом …
У Бори красивая..
                Примеры упражнений для коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
4. Назвать гласные в слове.
5. Записать только гласные данного слова.
6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
8. Определить количество слогов в названных словах.
       Поднять соответствующую цифру.
                     Примеры упражнений для коррекции артикуляторно-акустической дисграфии: Упражнения на различение звуков:
— Предложить придумать слова со звуком С и Ш.
— Поднять букву С или Ш в зависимости от различия ее в услышанном слове.
— Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.
— Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а –крыШа, крыСа).
Примеры упражнений для коррекции аграмматической дисграфии:
1. Замени словосочетание словом с приставкой: (Образец: часы на стене – настенные часы).
Час перед рассветом — ….
Переход под землей — …..
Повязка на руке — …..
Камни под водой — ….
Шаг без шума — ….
Совет без пользы — ….
2. Поиграй с волшебными суффиксами — ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие:
РУКА НОГА ДОМ
СТОЛ УСЫ НОС
3. Почему их так назвали?
Образец: Пчеловод разводит (кого) … .
Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод.
Уверена, у вас всё получится!
Тел.8(38 247) 30-103, Служба помощи семье и детям Шегарского района ОГКУ «ЦСПСиД Молчановского района»