СОВЕТЫ ОТ ЛОГОПЕДА ТАТЬЯНЫ ШЕВНИНОЙ

#РукаврукеСлужбапомощисемьеидетям
#РукаврукеТеатральнаямастерская
СОВЕТЫ ОТ ЛОГОПЕДА ТАТЬЯНЫ ШЕВНИНОЙ
Скороговорки как метод логопедической коррекции (Часть 1)
Скороговорки (чистоговорки) словарь определяет как «Специально подобранные фразы с трудно произносимым подбором звуков, быстро проговариваемые шуточные прибаутки». У всех народов, наверное, такие есть. У англичан tongue twisters называются, а одна из самых популярных похожа на нашу Шла Саша по шоссе и сосала сушку: She selss sea shells bu the seashore.

Происхождение.
           Русские скороговорки появились в народном творчестве в результате устной словесной игры, в которой соревновались в умении «скоро говорить», т. е. чисто, правильно и быстро произносить сложные сочетания звуков или созвучных многосложных слов. Скороговорка составлялась в форме ритмизованной прозы или короткого стиха с шуточным содержанием. Таким образом, скороговорка возникла в фольклоре как шуточное сочинение, предназначенное для проговаривания вслух, с целью развлечения.
         Скороговорку также называли «чистоговоркой» и «частоговоркой».
             Скороговорки распространены в педагогике и логопедии как средство, с помощью которого тренируется дикция и исправляются дефекты речи. Короткие рифмованные скороговорки представляют собой эффективный метод развития артикуляционного аппарата ребёнка.        Изучение скороговорок включено в учебную программу младших классов, что благоприятно влияет на развитие речи детей с раннего возраста.
               Скороговорки в логопедии подбираются согласно звуку или звукосочетанию, произношение которого тренируется. Например, скороговорка «Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии» предназначена для отработки согласных звуков р, л, г.
                                      Работа со скороговорками
             Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
              Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
                После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, будет второй — учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
               Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
                  Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
                  И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
                         Каждому звуку – своя скороговорка! Скороговорки с картинками очень нравятся детям любых возрастов. Ведь с картинками всегда все учить веселее и интереснее! Скороговорки в сопровождении картинок облегчают заучивание. Картинки можно раскрасить. Звуки С и З, Р:

Звуки Р и Рь:

Звуки Ш и Ж:

Тел. 8(38 247)30-103
с.Мельниково, ул.Московская, 17, каб.310
Служба помощи семье и детям