Скороговорки как метод логопедической коррекции (Часть 2)

#РукаврукеСлужбапомощисемьеидетям
#РукаврукеШколаразвитиядляродителей
Скороговорки как метод логопедической коррекции (Часть 2) от ТАТЬЯНЫ ШЕВНИНОЙ

                          Диапазон скороговорок не¬обычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.
                          В настоящее время, наряду с народными, фольклорными скороговорками, используются и современные авторские: «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Русские скороговорки характеризуются сложностью, поскольку содержат труднопроизносимые сочетания звуков, скопляющиеся на коротком отрывке текста. Как правило, произносить скороговорки легче в медленном темпе речи. Но текст сначала произносят медленно и отчетливо, а затем многократно повторяют в ускоренном темпе (см. часть1). Постоянные тренировки способствуют улучшению артикуляции и усилению выразительности речи.                          В современной языковой практике скороговорки используются не только с целью развлечения или создания комического эффекта в произведении, но и для развития речи. Скороговорки совершенствуют ораторские способности человека: чёткое произношение формирует правильно поставленную речь. В подготовке к речевому выступлению скороговорки часто используют представители профессий, предполагающих демонстрацию голосовых навыков, – дикторы телевидения, радиоведущие, переводчики, певцы, актёры и др. Термин «скороговорка» употребляется также для обозначения краткой, торопливой речи, например: «Писатель скороговоркой закончил повесть» (т. е. быстро).
                          Один из видов работы со скороговоркой.
              Прочитай скороговорку, выучи наизусть, научись говорить медленно-быстро-очень быстро. Нашей Маше дали манную кашу. У крошки матрёшки Маше каша надоела, Пропали серёжки, Маша кашу не доела, Серёжки Серёжка Маша кашу доедай, Нашёл на дорожке. Маме не надоедай. Испугались медвежонка Шапка да шубка – Ёж с ежихой и с ежонком, Вот и весь Мишутка. Чиж с чижихой и с чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
                  Некоторые виды и приёмы работы со скороговоркой. — Сначала будем осваивать коротенькие скороговорки, потом все длиннее и длиннее. Например: Купи кипу пик. Кто чище прочитает (произнесет)? А кто быстрее? — Через какое-то время предложим посостязаться, секундомер достанем, настоящий. — Длинные скороговорки прочитываются (проговариваются) по разу, среднего размера и короткие – по два-три раза подряд. Устраиваем личные и командные соревнования. Например: в одной команде мама и сынок, в другой папа и дочка. — Современные гаджеты позволяют прослушивать аудио-запись частями, с многократным их воспроизведением. Это создает возможности для освоения и тренировки как всего текста, так и наиболее трудных его фрагментов. — А еще скороговорки можно и с письмом увязать! В виде, например, «диктантов с указкой», или даже просто переписывания. Это повлияет и на запечатление орфографических форм. Гонец с галер сгорел, полпогреба репы, полколпака гороху куда веселее для чтения и письма, чем «Летом Боря и Веня жили в деревне». А еще надо в словарь заглянуть, узнать значение незнакомых слов. — Скороговорки ( «шуточные прибаутки») поспевают и за временем, схватывают его приметы. Карл с Кларой, с детства, проявлявшие порочные наклонности, крадут теперь доллары и квартальные отчеты. Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла квартальный отчет. — Вариации на тему…
              Купи кипу пик можно прочитать со смысловым ударением на первом, втором, третьем слове в утвердительной, вопросительной, восклицательной интонациях. Так же можно поступить и со многими другими скороговорками. Упражнение будем проделывать, укрепившись более или менее в чтении и проговаривании «классики», варианта, начитанного артистами. «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой» (А.С.Грибоедов).
             Оценка качества чтения по одной только скорости не является объективной. Сосредоточение на скорости (ради высокой оценки) отвлекает от осмысления содержания (Не до того!). Читать с выражением текст, который не понимаешь, едва ли возможно. Но обретение беглости чтения и говорения, чистоты речи, тренировка речевых органов тоже необходимы.
             Для этого и придуманы были предками замечательные упражнения – скороговорки (чистоговорки). Хороши скороговорки ещё и тем, что легко запоминаются, входят в речь. А это и есть её развитие.
              Попробуйте вместе с детьми выучить скороговорочный рассказ. Можно сочинить рассказ самим. От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесением. Голова у Сени с лукошко, а мозгу ни крошки. По виду орел, по уму – тетерев. Доскакать – доскакал, да все не так рассказал. Рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши, да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал, да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул.
                 А эту забавную скороговорку про трех китайцев сможете выучить? Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрони, И ещё три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак_Цидрони на Цыпе-Дрыпе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпой-Дрыпой-Лампомпони– Шах-Шарах-Шарони. Шевнина Татьяна Ефимовна, 8(38247)30-103 логопед Службы помощи семье и детям