«Первые школьные трудности»

#РукаврукеСлужбапомощисемьеидетям
#РукаврукеШколаразвитияродителей
«Первые школьные трудности» (Советы родителям)
Т.Е.Шевнина, логопед Службы помощи семье и детям Шегарского района.

 

         Перед нами новоиспеченные первоклассники. Робкие, непоседливые, у многих только что молочные зубы выпали, и говорят они смешно: то слова сглатывают, то звуки не выговаривают, то просто шалят…
         Чем лучше развита устная речь у ребенка, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом. Если у ребенка наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, то в дальнейшем это может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок. Например: в процессе письма (дисграфия) и чтения (дислексия).
           Ваш ребенок не обязательно должен читать к 1 классу. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Основным умением при чтении является понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения. Важно не учить читать, а развивать речь ребенка. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики.

 

           Трудности в усвоении программы так же во многом обусловлены несформированностью навыка фонематического анализа. Эту проблему усугубляет состояние здоровья детей (психосоматические, нервно-психические расстройства, хронические заболевания). Усугубляет состояние здоровья переутомление учеников за счет дополнительной, часто непосильной нагрузки в условиях дополнительного образования (кружки, смекции), а так же за счет домашних заданий, часто превышающих нормативы.
          Ни для кого не секрет, что речевые дети чаще всего страдают нарушением внимания, памяти, часто нарушениями мышления; эти дети соматически ослаблены (часто болеющие), утомляемые, их необходимо настроить на занятие и в течение выполнения заданий дома давать минутки отдыха или чаще менять вид деятельности. Учитывая это, я хочу предложить упражнения, которые помогут снять утомляемость, напряжение и сконцентрировать внимания на уроке и дома при выполнении домашних заданий.
                                         Упражнение для глаз.
          Перед детьми изображение двух овалов разных цветов со стрелками, указывающими направления движения глазами. Взрослый дает команду, куда и как надо двигаться. Например: «Следим глазами по большому красному кругу вправо» и т. д. Помимо гимнастики для глазных мышц, данное упражнение способствует развитию пространственной функции (освоение понятий « право — лево », способствует развитию словарного запаса детей).
                                          Дыхательная гимнастика. Дети выполняют упражнения по схеме:
— Вдох через нос – выдох через нос.
— Вдох через нос – выдох через рот.
— Вдох через рот – выдох через нос.
— Вдох через рот – выдох через рот.
— Глубокий вдох через нос – выдох через рот небольшими порциями.
                                          Пальчиковая гимнастика.
У детей устает рука, а если говорить о логопедических детях, то это одно из «слабых» мест — недоразвитие моторики – у них изначально она не развита. Вот несколько вариантов упражнений для улучшения работы мелкой мускулатуры рук: — «Расскажи стихи руками»;
— Выщипать букву из листа бумаги, если две буквы, то параллельно идет работа над дифференциацией;
— Выкладывание из палочек, бусинок и других материалов различных предметов, букв, узоров по образцу или по описанию;
— Катание шестигранного карандаша пальцами одной руки или между двух ладоней;
— Упражнение на переключаемость: «Кулак – ребро — ладонь». Упражнение с цифровым рядом.               Перед каждым учеником ряд цифр от 1 до 9.Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например:« В этом слове четыре звука». Так цифровой ряд можно использовать при дифференциации звуков. Дается детям слово, содержащее оба звука, представляющее для детей трудности дифференциации, например, согласные звуки (д) – (т). Дети должны на слух выделить глухой согласный и выдвинуть соответствующую цифру.
            Работа с цветными ручками (красной, синей, зеленой). Выделяем красной ручкой гласные; зеленой — мягкие согласные; синей — твердые согласные.
Например: написать только первую букву слова, которое произнес учитель; или ту букву над дифференциацией, которой ведется работа и т. д.
            Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Очень важно в этот период быть рядом с ним. Оставайтесь для своего ребенка любящим и понимающим родителем, но не берите на себя роль учителя.
                            Успехов вам и вашим ученикам!