Дизорфография

#РукаврукеСлужбапомощисемьеидетям
#РукаврукеШколародителей
Дизорфография
(Советы родителям от логопеда Татьяны Шевниной)
Дизорфография – это особый вид нарушений письма, обусловленный неполноценным усвоением орфографических правил (неумение применять правила на письме).

Дизорфографические ошибки появляются к концу второго – началу третьего класса, когда школьники начинают изучать и применять на письме грамматические правила.

ПРИМЕР ДИЗОРФОГРАФИИ

Причины дизорфографии: проблемы речевого развития (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи); несформированность ряда неречевых психических функций: операционные компоненты словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение, отвлечение, абстрагирование, классификация, систематизация), речеслуховая память. Выявляются также неустойчивость внимания (недостаточность его концентрации), трудности как переключения с одного вида деятельности на другой, так и выработки алгоритма орфографических действий.
Что делать?
I этап — выполнение орфографических действий с помощью педагога или родителей, их материализация. Важно научить ребенка «видеть» орфограмму в слове до ее написания, учить ее прогнозировать и находить «ошибкоопасные» места в словах.
II этап — закрепление орфографических знаний с использованием разнообразных схем, графических и условных обозначений букв и их сочетаний, таблиц.
III этап — выполнение орфографических действий, сопровождаемых громким комментарием в виде рассуждений и выводов.
IV этап — закрепление и автоматизация полученных знаний, умений и навыков, выполнение заданий с рассуждением «про себя».
С целью развития орфографической зоркости предлагаются следующие виды заданий:
1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные.
Осень, лесной, тепло, лететь, бежать, зерно, земля, глазные, кладут, запах, страна,
большой, стоит, ковёр, ночная, вода, гора.
2. Подбери к данным словам слова с безударной гласной. Сравни написание
ударных и безударных гласных.
Корм – … (глагол) (что делать?)
Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)
Косит – … (имя существительное) (что?)
3. Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написание.
Посидеть на скамейке – поседеть от старости. Полоскать белье – поласкать щенка. Заколю булавкой – закалю здоровье. Примерять платье – примирить друзей. Острые мечи – футбольные мячи.
4. Диктант «Проверяю себя». Ученик записывает текст с пропуском гласных букв в слабой позиции.
5. Найди слова с «сомнительными» согласными.
1) Жил-был поп,
Толоконный лоб.
2) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Помимо этого, трудности при решении орфографических задач возникают у детей из-за того, что почти все правила правописания не содержат рекомендаций о том, как эти правила нужно применять, отсюда – разрыв между знанием правил и умением ими пользоваться. Облегчить учащимся применение правил при письме призвано использование алгоритма.
ПАМЯТКА
План проверки безударных гласных в корне слова:
1. Найди в слове ударный слог, поставь ударение.
2. Выдели корень.
3. Определи безударный гласный в корне слова, который требует проверки.
4. Подбери такое родственное слово, в котором на этот гласный падает ударение.
5. Напиши в корне проверяемого слова ту же гласную, что и в проверочном:
уд__ви’лась — ди’во — удиви’лась.
6. Подчеркни ударные и безударные гласные: ди’во — удиви’лась.

Желаю успехов!