Развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

#РукаврукеСлужбапомощисемьеидетям
#РукаврукеСоветылогопеда

Развитие звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

СОВЕТЫ от логопеда Шевнина Татьяна Ефимовна, ОГКУ «ЦСПСиД Молчановского района»

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всём?
Тогда учите их правильно говорить!
Чёткая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни!
Недостатки произношения, могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р).
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы — взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Не забывайте про артикуляционные упражнения. Они укрепят и сделают подвижными мышцы языка, губ, мягкого нёба и тем самым выработают у детей чистое произношение звуков, чёткую дикцию. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.
Доказано, что формирование речевых зон головного мозга совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Поэтому:
Тренируем пальчики – развиваем речь.
Начните развивать ручки малыша с самого рождения. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
Массаж ладошек и улучшение координации движений кисти рук можно получить и от катания ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто).
Игры с разными мозаиками, пальчиковые игры также развивают гибкость и подвижность пальцев. Сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр – шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.).
Красочные картинки – пазлы, игры с пуговицами и бусинами (нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин) разовьют не только моторику, но и внимательность, сообразительность, координированную работу глаз и кистей рук. Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста — выделите крохе кусочек.
И, конечно же, много говорите с ребёнком, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога!
Упражнения на восприятие звуков [с] и [ш].
1. Игра «Поймай звук».
Я сейчас буду произносить звуки; если услышишь звук [с], хлопни в ладоши: [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], а сейчас произнесу слоги, если услышишь звук [с], хлопни в ладоши: ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. А теперь я произнесу слова, если услышишь звук [с] в слове, хлопни в ладоши: слова мак, сыр, сук, полка, сынок, булка, лампа, сом.
2. Найди игрушки, в названии которых есть звук [с]. Назови игрушку где слышится звук [с], в слове — лиса? (сова, мишка, собачка, слоненок, машинка, жираф, ослик).
3. Различение слов, одинаковых по звучанию: мишка — миска, каска — кашка. Разложить картинки перед ребенком.
Покажи картинку с изображением мишки, покажи картинку с изображением миски.
4. Разложить картинки, например, по теме «Фрукты». Положи перед собой картинки, в названии которых слышится звук [с] (ананас — персик, слива.
5. Найди овощи, в названии которых есть звук [с] (капуста, свекла, редис, фасоль, салат, чеснок).
6. Игра на различение звуков [с] и [ш] в словах «Подбери и назови». Разложить в два столбика картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [с] и [ш]. Слева разложи картинки, в названии которых слышится звук [с], а справа разложи картинки, в названии которых слышится звук [ш].
В процессе всех этих упражнений дети овладевают речевыми навыками, у них улучшается речь, исчезают проявления недоразвития речи.