Что такое речевая готовность ребенка к школе?

#Школадляродителей

Что такое речевая готовность ребенка к школе?
Советы от логопеда Татьяны Шевниной
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Сформированность звукопроизношения.
У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп:
• свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц];
• шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
• cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
• слышать и выделять первый и последний звук в слове;
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков;
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
Слоговая структура слова.
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор, водопроводчик, лекарство и др.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги

Словарный запас.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, предлоги), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
Грамматический строй речи.
Сформированность грамматического строя речи – ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь.

К 7 годам ребёнок должен уметь:
— пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки;
— составлять рассказ по картинке, по серии картин;
— отвечать на вопросы по тексту.
Речевая коммуникация:
• ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
• уметь слушать и понимать речь;
• строить общение с учетом ситуации;
• легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
• ясно и последовательно выражать свои мысли;
• пользоваться формами речевого этикета.
Уважаемые родители!
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научится говорить». Необходимо обратиться к учителю-логопеду.