Готовим ребенка к школе

#РукаврукеСлужбапомощисемьеидетям
#РукаврукеШколадляродителей
Готовим ребенка к школе
Практические советы родителям. (Часть 2)
от логопеда Службы помощи семье и детям Шегарского района

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А.Венгер

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты
элементарные математические представления.
Ребенок должен знать:
— состав числа первого десятка;
— как получить число первого десятка, прибавляя единицу и вычитая единицу;
— цифры от 0 до 10;
— знаки +, -, =, >, <;
— названия текущего месяца, последовательность дней недели.
Ребенок должен уметь:
— называть числа в прямом и обратном порядке;
— соотносить цифру и число предметов;
— составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— пользоваться знаками арифметических действий;
— измерять длину предметов с помощью условной меры;
— делить круг и квадрат на 2, 4 части;
— ориентироваться в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.
Представления об окружающем мире:
— иметь представления о сезонных явлениях природы;
— уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
— знать диких, домашних животных, птиц, предметы посуды, мебели, одежды, головных уборов, виды обуви, части тела, названия городов;
— знать свои фамилию, имя, отчество, а так же своих родителей, дату рождения, домашний адрес;
— безопасный путь в школу и домой с соблюдением правил дорожного движения.
Внимание:
— заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 минут;
— находить сходства и различия между предметами и картинками;
— уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на листе бумаги узор, копировать движения человека и т.д.;
— легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, если услышишь название домашнего животного, хлопай в ладоши, если – дикого животного, топай ногами птица – маши руками.
Мышление:
— объединять предметы в группы по определенным признакам;
— выстраивать логический ряд из определенной группы предметов или фигур;
— решать достаточно сложные логические задачи;
— заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей ….», «Суп горячий, а компот ….» и т.п.;
— находить лишнее слово из группы слов, например. «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц»;
— определять последовательность событий, что сначала, а что – потом;
— находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах;
— складывать пазлы без помощи взрослых;
— сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
Память:
— запоминание 10-12 картинок, предметов;
— рассказывание на память стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.д.;
— пересказывание текста из 4-5 предложений;
— повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов;
— подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;
— повторять ряды цифр (7-10), запоминая их на слух или зрительно;
— запоминать расположение игрушек (8-10),
Называть по памяти, что где находилось.
Мелкая моторика:
— правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании;
— раскрашивать предметы и штриховать их не выходя за контур;
— вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге;
— выполнять аппликации;
— изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
— передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположении частей;
— ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Тонкая моторика тесно связана с уровнем физического развития ребёнка. Поэтому необходимо дать будущему первокласснику возможность активно двигаться, бывать на воздухе, разумно заниматься спортом.
Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике в том случае, если у ребёнка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество моторики взаимосвязаны. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи.
Обратите внимание на словарный запас.
В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи.
Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.
Занятия «как в школе» должны быть короткими – 15-20 минут. Важно, чтобы малыш в течение этого времени научился
внимательно, сосредоточенно работать. Пусть это будет рисование, лепка, конструирование, главное, чтобы он учился слушать взрослого, понимать вопросы, выполнять задания.
Но будьте осторожны! Не прошло и десяти минут, а ваш сын уже не слушает вас, крутится, лезет под стол, зевает. Прервите занятие, отвлеките его,
дайте отдохнуть. Ни в коем случае не досиживайте «обязательные 20 минут». Уговоры, упреки, наказание здесь не помогут. Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге упорное нежелание учиться.
Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенка даже за самый маленький успех и за труд. Постепенно он привыкнет к занятиям.
Желаю успеха!