К психологу люди приходят с трудностями. И чтобы как-то помочь эти трудности пережить, психологи своих клиентов поддерживают. Конечно, это могут делать и родственники, и близкие. Но на поверку оказывается, что в нашей культуре лишь немногие умеют давать поддержку правильно.
Дело в том, что у нас принято считать поддержкой то, что поддержкой вовсе не является.
В этой статье я сначала расскажу о том, что НЕ помогает и как НЕ надо поддерживать.
ПСЕВДОПОДДЕРЖКА
Приведу наиболее распространенные способы псевдоподдержки с переводом на внутренний язык. Перевод — это то, что слышит человек, которому так говорят. Переводов может быть несколько, я пишу варианты, которые мне попадались наиболее часто. Если у читателей будет желание, буду рад вашим вариантам переводов в комментариях.
1. «Все будет хорошо». Вариант: «Все образуется».
Перевод:
Реальность слишком тяжела для тебя. Боюсь, что ты этого не перенесешь. Давай, я расскажу тебе сказку, а ты сделаешь вид, что веришь — и тебе на время полегчает.
Это обещание. А обещание может не сбыться. Поэтому, во-первых, в глубине души мало кто в это верит. Даже если человек хочет соглашаться и кивает головой, внутри у него идет такой диалог:
— Все будет хорошо!
— Ты ведь не можешь предсказывать будущее, да? Тогда откуда ты знаешь? На самом деле я тебе не верю.
А во-вторых, если обещание не сбудется, а человек надеялся, что «все будет хорошо», тогда его ждет еще более глубокое разочарование.
2. «Не плачь». Варианты: «Не переживай!», «Не хнычь!».
Перевод:
1. Мне неприятны твои слезы и переживания, я этого не выношу. Спрячь свои чувства и будь приличным!
2. Тебе должно быть стыдно!
Самое распространенное заблуждение. Представьте себя на месте того человека, которому это говорят. Мало того, что человеку и так плохо. Ему(ей) теперь еще предлагается изобразить красивую картинку. Подавить свои чувства, сделать вид, что все О’Кей. Как правило, весь остаток сил тратится затем на поддержание внешнего образа «успешного человека». А на душе как скребли кошки, так и скребут.
Люди, которым так говорят, приходят на консультацию со словами:
— Мои близкие меня не понимают…
— Им до меня дела нет.
— Не хочу нагружать близких своими проблемами.
То есть, чувствуют себя одинокими.
3. «Ты сильный(ая), ты справишься!»
Перевод:
1. Мне непереносимо видеть твои страдания.
2. Тебе не стыдно? Тряпка!
Еще одно распространенное обещание. Во-первых, в него, понятное дело, никто по-настоящему не верит. Во-вторых, за поддержкой мы обращаемся не тогда, когда хотим побыть взрослыми и сильными, а тогда, когда хотим побыть самими собой, ничего не изображать. А в-третьих, любому сильному человеку иногда, бывает, нужна помощь.
4. «Возьми себя в руки». Варианты: «Забей!», «Не парься!», «Успокойся!».
Такие псевдопсихологические советы воспринимаются обычно как желание отделаться.
Перевод:
Твои переживания – глупости! Эти проблемы яйца выеденного не стоят!
5. Советы. «Делай так», «Тебе нужно» и пр.
Перевод:
Ты поступаешь неправильно. Сейчас я тебе расскажу, как надо.
Человека в трудной ситуации очень хочется научить, дать совет. Но есть две проблемы:
— Советы подходят тем, кто их дает, а не тем, кто их получает.
— Пока ваш близкий в эмоциях, давать советы еще рано. Сначала даем время разобраться чувствами – действия потом.
Например, если ребенок упал и плачет, не стоит ему рассказывать, что нужно было смотреть под ноги и не носиться как угорелый. Дайте ему сначала выплакаться. И поддержите. Работу над ошибками сделаете вторым ходом, когда он придет в себя и будет способен вас услышать.
Все это варианты псевдоподдержки. Они не работают или делают еще хуже. Возможно, человек после этого и сделает хорошую мину при плохой игре. Но эмоции никуда не денутся. И если регулярно «поддерживать» себя такими способами, можно загнать проблемы далеко вглубь.
КАК ДАВАТЬ ПОДДЕРЖКУ?
1. Признайте факт страданий (признайте чувства).
Перевод:
Я вижу, что тебе плохо.
— Тебе больно, ты упал и ударился.
— Ты плачешь (оттого, что).
2. Проявите сочувствие.
Перевод:
Ты не один.
— Сочувствую тебе, я был в такой же (подобной) ситуации, представляю, как тебе нелегко.
— У меня такого никогда не было, но вижу, что тебе нелегко.
3. Покажите симпатию.
Перевод:
Я хорошо к тебе отношусь.
— Ты мне нравишься (я тебя люблю, ты мне важен, дорог)
— Ты мой друг (я с тобой дружу)
— Я с тобой.
4. Помогите проявить чувства (а не подавлять их).
Перевод:
Бояться (злиться, плакать…) – это нормально
— Любой бы переживал (злился, боялся, грустил, был в шоке) на твоем месте.
— Вижу, что ты грустишь (злишься, боишься, тебе хочется плакать).
— Поплачь (поори, поколоти матрас).
5. Предложите помощь (сначала убедитесь, что она нужна)
Перевод:
Я готов помочь.
— Чем могу помочь?
— Могу сделать… для тебя…
— Нужна будет помощь – обращайся.
Важно! Предлагайте только то, что вы реально готовы сделать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такие способы оказания поддержки являются наиболее действенными и работающими, потому что:
1. Они приводят к настоящему облегчению.
2. Они помогают выразить чувства, а не подавлять их.
3. Они повышают самооценку
4. Они снимают бессмысленное самоедство
5. Они помогают вернуть/вырастить взрослую часть
Поддерживайте своих клиентов и близких правильно!
P.S. Техника безопасности: не делайте этого
(из сети)