Ранняя помощь через систему Монтессори

#РукаврукеСлужбапомощисемьеидетям
#Школадляродителей
Ранняя помощь через систему Монтессори: из опыта воспитателя Натальи Шадриной В Службе помощи семье и детям Шегарского района совместно с Общественной организацией «Рука в руке» на постоянной основе я, воспитатель, Монтессори-педагог Наталья Шадрина, веду группу детей от 0-3 лет по системе Монтессори.

        Хочу поделиться с вами, дорогие родители, основами Монтессори-педагоги в домашних условиях. То есть, как организовать развивающую среду не только здесь, в учреждении, а дома из подручных средств, предметов, материалов.         Суть методики Монтессори- это развитие индивидуальности ребенка. Взрослые просто помогают малышу осваивать необходимые навыки дома. Не стоит забывать, что воспитание ребенка начинается дома; что именно дома ваш малыш проводит большую часть времени и именно там у него возникают и закрепляются привычки и навыки, которые готовят его к взрослой жизни.
           Кроме того, не всегда существует возможность отдать ребенка в сад, работающий по методу Монтессори, не расстраивайтесь. Но независимо от того , есть ли такая возможность или нет, можно и в домашней среде наиболее благоприятно создать для ребенка обстановку, стимулирующую развитие и познание им окружающего мира.
          Потребуется потратить время и силы, но не сомневайтесь- все это окупится.
Итак, с чего начать? Мебель должна быть в комнате вашего малыша соответственно его росту. Понадобится стол и стульчик, которые ребенок может использовать во время занятий, а также полка или стеллаж, до которого ему будет легко дотянуться и на который он может поставить все, что ему важно.
            Не бойтесь доверять своему ребенку различные домашние дела, уборку комнаты; пусть в определенном месте будет лежать маленькая губка, совок, веник. Этим самым вы приучаете ребенка к порядку. Малыш, чьи усилия вызывают уважение у взрослых, станет расти самостоятельным и способным проявлять инициативу.
            Во время показа как правильно, дайте малышу возможность сделать самостоятельно открытия, изучая свойства предмета. Например, занятие «пересыпание крупы». Дайте малышу любые небольшие емкости, ложку, — и ваш ребенок будет занят на протяжении долгого времени. Тогда же ребенок может отработать точность движения. Пересыпая рис, гречку из одной емкости в другую, можно усложнить упражнение. Взяв вместо крупы воду, можно ее сделать любым цветом с помощью акварельной краски. Занятие «найди крышечку по размеру» и любые баночки с маминого использованного крема идеально подходят для занятия. Найти соответствующие размеры нужных крышек к разным баночкам — дело не простое, но ребенок справится! Если вы шьете, то обрезки тканей могут стать Монтессори — пособием для другого упражнения. Подберите несколько видов тканей с различными текстурами — по два каждой, пусть ребенок изучит их и научится собирать пары.
           Увлекательно и интересно можно вечером провести занятие «волшебный мешочек» для всей семьи. Пусть ребенок попробует угадать на ощупь предмет, находящийся в мешочке (например, если вы уже выучили с малышом букву «л» положите те предметы, которые начинаются на эту букву.) Да и вы, родители, не оставайтесь в стороне: примите участие в этом упражнении ,-и вы увидите полный восторг своего малыша, когда вдруг папа или мама «ошиблись»… Упражнение «на ощупь» вообще очень полезно и интересно ребенку. Можно просто собрать штук десять небольших предметов, которые хорошо знакомы ребенку (карандаш, пуговицу и т.д) ,сложить в мешочек и предложить на ощупь опознать предмет.             Будьте терпеливы , а если у вашего малыша что-либо не получается, то не нужно вмешиваться: «Дай я тебе это покажу, как правильно» или: «я тебе 100 раз говорила и показывала». Потерпите, позвольте ребенку сделать самостоятельно это упражнение. Предоставьте малышу самому выбирать материалы для занятия, продолжительность и совершать повторений столько, сколько для него это будет важным. И самое главное: для выработки навыков самодисциплины нужно объяснить , что упражнение следует закончить, прежде чем отнести материалы на место.
            Это несколько несложных Монтессори — упражнений, которые вы вполне можете сами провести с ребенком. Выберите для пособий определенное место, которое будет для него доступным, так он сможет убирать за собой и сам решать, чем заниматься сегодня. И ,конечно же, подобная работа с Монтессори — материалами не должна превращаться в тяжелую повинность. Ребенок учится, играя, и лучше воспринимает, когда ему нравится то, чем он занимается. Поэтому, если сегодня ваш малыш не настроен на именно это упражнение- перенесите его на следующее время. Ведь ,самое главное, это проводить время с вашим малышом и заниматься увлекательными вещами, которые доставляют радость вам обоим.
             Во время прогулки также можно развивать наблюдательность, внимание и пополнять словарный запас. Побуждайте малыша участвовать в обсуждении, задавайте ему наводящие вопросы: «Ты видишь вон тот дом; Он высокий или низкий? Посчитай сколько окон?» И т.д. Вашему ребенку необходима от вас, прежде всего, любовь и забота, поэтому не забывайте его хвалить и поощрять.
              Все эти занятия с раннего возраста способствуют духовному становлению личности через активное развитие сенсорики и моторики малыша. И это есть настоящий «ключ» к пониманию ребенком окружающего его мира, а родители при этом выполняют роль мудрых проводников во Вселенную «Нового и Интересного».
Педагог Монтессори Наталья Шадрина